Чем отличается эрмитаж от зимнего дворца

6 августа 2019 0 Автор

Вы здесь

В ноябре 1917 года Зимний дворец был объявлен музеем. Рассказываем о музейном комплексе Эрмитажа как архитектурном ансамбле.

В ноябре 1917 года Зимний дворец был объявлен музеем.Рассказываем о музейном комплексе Эрмитажа как архитектурном ансамбле.

Когда туристы приезжают в город на Неве, они мечтают посетить многие музеи Санкт-Петербурга. Эрмитаж находится в этом списке, как правило, на первом месте. Но у многих он ассоциируется только с Зимним дворцом. А на самом деле в большой музейный комплекс Эрмитажа, кроме легендарного творения Растрелли, входят еще 5 прекрасных и величественных зданий, выстроенных в ряд вдоль Дворцовой набережной.

Императорский Зимний дворец рос вместе с Петербургом, превратившись за два столетия из маленького деревянного домика в гигантский дворцовый комплекс, своеобразный город в городе. Ныне существующий Зимний дворец, созданный Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 годах – пятый по счёту.

О первом Зимнем доме Петра I известно немного: не сохранилось ни одного, даже условного его изображения. Строительство второго Зимнего дома началось в 1711 году по проекту Доменико Трезини и уже к концу года на месте деревянных «маленьких хором» появился обширный по тем временам каменный дом с дворовыми флигелями. В феврале 1712 года здесь была отпразднована свадьба Петра I и Екатерины Алексеевны. Царская семья прожила здесь до 1720 года; во дворце произошло немало событий, церемоний и празднований, разрабатывались планы дальнейшего строительства новой столицы. В 1726 году по распоряжению Екатерины I здание разобрали.

Третий Зимний дворец строился с 1716 года в несколько этапов под руководством архитекторов Г.-И. Маттарнови, Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Н. Ф. Гербеля. Новая царская резиденция представляла собой довольно сложный комплекс: двухэтажный каменный дворец, главный фасад которого выходил к Неве; жилые и служебные здания. Западный фасад был обращён на Зимнедомный канал (Зимнюю канавку), проложенный в 1718-1719 годах.

В 1726-1727 годах дворец по указанию Екатерины I был расширен Доменико Трезини в сторону Большой Немецкой (ныне Миллионная ул.). Создавались новые помещения для Петра II. Впоследствии петровский Зимний дворец использовался для различных нужд императорского двора, а при Елизавете Петровне в нём разместили лейб-кампанскую роту, с помощью которой дочь Петра Великого заняла царский престол. В конце XVIII столетия на этом месте был выстроен Эрмитажный театр.

В мае 1732 года для Анны Иоановны, которая не желала жить ни в одном из старых императорских домов, был заложен новый обширный дворец, строительство которого возглавил Растрелли. Выдающийся мастер русского барокко четверть века состоял в должности первого придворного архитектора и выполнял крупнейшие государственные заказы. Наивысший взлёт творчества великого зодчего приходится на годы царствования Елизаветы Петровны.

К началу 1736 года все отделочные работы в новом дворце Анны Иоановны были завершены. В этом здании был большой зал, галерея и театр, а также парадная лестница и большая капелла всё богато украшено скульптурой и живописью. Комнат в новом дворце было более двухсот, не считая служебных помещений, лестниц и специального помещения для караула, дворцовой канцелярии.

Этот дворец служил официальной царской резиденцией в течение 20 лет. Тронный зал первый действительно большой дворцовый зал Северной столицы; он открывал собой последующие, ещё более грандиозные творения Растрелли. Двусветный зал своими размерами (его площадь около 1000 кв. м) и торжественностью отделки был рассчитан на то, чтобы изумить каждого входящего.

Январь 1752 года стал поворотным пунктом в истории Зимнего дворца. Елизавета Петровна, после новогоднего приёма осмотревшая многие покои, повелела многое изменить. Был утверждён проект, разработанный Ф.-Б. Растрелли. Однако Елизавета Петровна так и не дождалась завершения строительства главной императорской резиденции: императрицы не стало 25 декабря 1761 года. Её первым обитателем стал Пётр III, торжественно переехавший в полностью перестроенный Растрелли дворец в апреле 1762 года. Спустя несколько месяцев Петра III свергли с престола, и отделка Зимнего дворца была завершена уже при Екатерине II.

В этом сооружении Растрелли в полной мере продемонстрировал лучшие качества своего стиля: величавая парадность форм, насыщенность декоративными деталями, стремление к пышности, яркости.

Южный фасад дворца Растрелли трактовал как главный и запроектировал перед ним огромную парадную площадь, которая до сих пор остаётся главной площадью Петербурга.

Екатерина II, пристально следившая за европейской модой, неоднократно меняла убранство парадных и жилых интерьеров. Так, на смену подавшему в отставку Растрелли пришли зодчие новой волны Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди.

В 1764 году Екатерина II приобрела в Берлине 255 картин из частной коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского. Это были полотна фламандской живописи первой половины XVII века, которые и стали первыми экспонатами будущего музея Государственного Эрмитажа. Так как для размещения коллекции в Зимнем дворце не было предусмотрено помещений, императрица велела построить специальное здание для живописных полотен Эрмитаж.

Малый Эрмитаж был создан по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом, его строительство началось в 1764 году. Именно в Малом Эрмитаже, уединённом уголке, где выставлялись картины, скульптуры и другие предметы искусства, и начала складываться ныне самая известная коллекция Эрмитажа. Впоследствии в Малом Эрмитаже действительно был открыт музей и Русская библиотека, книги которой также были собраны Екатериной. Вскоре коллекции произведений искусства и книг перестали помещаться в Малом Эрмитаже, и для их размещения были построены ещё два здания Большой (Старый) Эрмитаж (арх. Ю. Фельтен) и Новый Эрмитаж (арх. Лео фон Кленце).

Здание Нового Эрмитажа известно своим портиком с десятью атлантами. Десять великолепных изваяний, высеченных из монолитов серого сердобольского гранита, завораживают своей мощью и красотой. Они изготовлены по модели скульптора А. И. Теребенёва и на своих плечах поддерживают большой балкон портика и главный фасад Нового Эрмитажа.

Екатерина II увлеклась собранием произведений искусства; средства на это тратились огромные, но русская императрица понимала, что обладание выдающимися коллекциями произведений искусства преумножает авторитет России, её величие.

Быстро растущие собрания картин, рисунков и эстампов старых мастеров, предметов прикладного искусства требовали новых помещений. Ещё не было завершено строительство Малого Эрмитажа, а архитектор Юрий Фельтен уже приступил к сооружению здания Большого Эрмитажа. Его возведение осуществлялось в несколько этапов и было завершено к 1787 году.

Для возведения Большого Эрмитажа Ю. М. Фельтен использовал фундаменты и стены старых зданий, существовавших здесь с начала XVIII века. В декоративном оформлении фасад по набережной представляет собой образец безордерного решения в формах раннего классицизма. В XIX столетии это здание стало называться Старым Эрмитажем и было превращено в хранилище коллекций предметов искусства.

Скромное по архитектуре здание Старого Эрмитажа играет роль промежуточного звена между нарядным Малым Эрмитажем, Зимним дворцом и классическим Эрмитажным театром. Арка, переброшенная над Зимней канавкой, связывает Старый Эрмитаж с Эрмитажным театром, специальный переход с Малым Эрмитажем. При перестройке здания Старого Эрмитажа архитектором А. И. Штакеншнейдером, осуществлённой в 1851-1859 годах, был сохранён общий характер его фасада.

Монументальное здание Нового Эрмитажа построено в 1839-1852 годах для размещения быстро растущих художественных коллекций, ранее хранившихся в Малом и Старом Эрмитажах. Это было первое здание в России, построенное специально для размещения в нём художественного музея. Внутренняя планировка, устройство верхнего света в отдельных залах были рассчитаны на создание благоприятных условий для демонстрации картин и других произведений искусства.

Новый Эрмитаж единственное здание Государственного Эрмитажа, не выходящее своим фасадом на набережную Невы. Его главный фасад обращён на Миллионную улицу.

Читайте также:  Объем кузова зил 130 самосвал

Единственное здание всего комплекса Государственного Эрмитажа, которое стоит отдельно это Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). Театр, построенный в традициях античной архитектуры, стоит на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. С основным дворцовым комплексом здание соединяется аркой-переходом (арх. Ю. Фельтен) через Зимнюю канавку. В этом здании придворная знать разыгрывала любительские спектакли. Эрмитажный театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры Петербурга в конце XVIII века – но это, безусловно, тема для отдельной статьи.

В 1992 году на первом этаже здания театра открылась экспозиция первого Зимнего дворца Петра I. Над фойе театра до сих пор можно увидеть старые деревянные перекрытия и стропила конца XVIII века.

До 1917 года Эрмитаж назывался «Императорским» и состоял в ведомстве Министерства двора. Он становится не только хранилищем художественных ценностей, историко-культурным музеем мирового значения, но и крупнейшим научным учреждением, одним из мировых центров искусствоведения.

Первая Мировая война и Октябрьская революция негативно сказались на судьбе Зимнего дворца и всего Эрмитажа. Но несмотря на это, буквально 12 ноября 1917 года Зимний дворец был объявлен государственным музеем и открыл свои двери для всех желающих. Весть о том, что Зимний дворец теперь не только императорская резиденция, а по сути новый музей, посетить который может каждый, разлетелась быстро. Как писали тогда газеты, «Только путём слияния Эрмитажных помещений с помещениями Зимнего дворца можно будет создать тот «русский Лувр», который бы смог вместить все художественные сокровища накопленные Россией веками».

Большие парадные залы были отданы под Дворец искусств; в Георгиевском и Колонном залах и кино показывали, и театральные постановки. В эти годы в помещениях Зимнего дворца было пусто: с осени 1917 до осени 1920 года наиболее ценные экспонаты из эрмитажного собрания находились в эвакуации в Москве, и в музейных залах висели пустые рамы. Тем ценнее оказалась первая выставка в Зимнем, устроенная футуристами, авангардистами и передвижниками в 1919 году. В октябре 1920 года коллекции были возвращены в Зимний дворец.

На рубеже 1920-1930-х годов под предлогом необходимости валютного финансирования шедевры эрмитажной коллекции были проданы за границу. Этот процесс зашёл так далеко, что из Эрмитажа исчезли полотна Боттичелли, Рафаэля, Рембрандта. Власть пыталась пополнить казну молодой и тогда ещё совершенно нищей республики. Хранители музея любыми способами пытались остановить этот процесс чудом осталась непроданной картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Однако утраченная «Мадонна Альба» Рафаэля Санти до сих пор незаживающая рана эрмитажных хранителей. Несмотря на это, в последующие годы музей формировал не просто коллекцию бесценных холстов, а по сути культурный фундамент страны.

Эрмитаж сегодня уже не просто музей это научный комплекс и крупнейший реставрационный центр. Это одна из самых посещаемых мировых достопримечательностей – ежегодно на эрмитажные выставки приходит около шести миллионов человек. Коллекции живописи знаменитого петербургского музея могли бы позавидовать иные мировые собрания. Три миллиона экспонатов, весь цвет мирового искусства: Леонардо да Винчи, Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Тициан, Ван Дейк….

Петербургский Эрмитаж это место, которое каждый должен посетить хотя бы раз в жизни. Слава о нём идёт по всему миру. Чтобы увидеть все экспонаты, придется пройти по многочисленным залам, коридорам и лестницам музейного комплекса 20 километров, а чтобы остановиться возле каждого шедевра хотя бы на минуту, понадобится почти 10 лет!

По материалам свободных источников,

на главную → Санкт-Петербург → Зимний дворец и музей Эрмитаж

Зимний дворец и располагающийся в его залах музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге являются одними из главных достопримечательностей города. Представляют интерес для туристов, как с художественной, так и с исторической точки зрения. Бывшая резиденция российских монархов поражает своими размерами, а также великолепной архитектурой. Длина здания составляет около 200 м, ширина 100 м и высота 30 м, количество помещений – 1057. Очень гармонично смотрятся расположенные в два яруса белые колонны на фоне зеленых стен. По всему периметру над карнизами установлены вазы и скульптуры (всего 176 фигур). Пышная отделка придает зданию торжественный вид. Зимний дворец Санкт-Петербурга является ключевым элементом в формировании архитектурного ансамбля набережной Невы. Главный южный фасад обращен к Дворцовой площади. С 1762 по 1917 гг. Зимний дворец являлся официальной резиденцией российских императоров. С ним также связано одно из важнейших событий нашей истории, штурм Зимнего после залпа крейсера Авроры ознаменовал начало совсем новой для России эпохи. Однако захват дворца большевиками происходил совсем не так, как это показывают в фильмах. Не было кровопролитных боев, временное правительство, заседавшее во дворце, сдалось без сопротивления. Сейчас все здание Зимнего дворца передано музею Эрмитаж. Здесь хранится одна из крупнейших коллекций произведений искусства, представлены разные страны и эпохи (начиная от каменного века и заканчивая современностью). Эрмитаж является одним из самых посещаемых музеев мира.

Немного истории. Наверно далеко не все знают, что существующий в настоящее время Зимний дворец является пятым по счету. В начале XVIII в. на месте, занимаемом современным дворцом, было запрещено строить дома людям, не принадлежащим к морским чинам. В 1708 г. Петр I, воспользовавшись своим положением корабельных дел мастера, строит здесь небольшой деревянный дом в голландском стиле для себя и своей семьи. Рядом с его боковым фасадом был прорыт канал, который впоследствии стали называть Зимней канавкой. Накануне своей свадьбы с Екатериной в 1711 г. император приказал перестроить дворец в каменный. Работал над этим проектом архитектор Георг Маторнови, но впоследствии его заменил Трезини. Петр I вместе с семьей переехал в новый дом в 1720 г. Третий по счету Зимний дворец появился при правлении Анны Иоанновны, так как она посчитала существующий слишком маленьким. Был объявлен конкурс на лучший проект, больше всего императрице пришлась по душе работа итальянского архитектора Б. Ф. Растрелли. Однако для осуществления замысла требовалась значительная территория. Елизавета Петровна выкупила находящиеся по соседству дома, принадлежащие Апраксину, Рагузинскому, Чернышеву и Морской академии. Все купленные здания были снесены, после чего начаты работы по возведению нового Зимнего дворца. Строительство было закончено в 1735 г. Императрица Елизавета Петровна также решила заняться обустройством императорской резиденции. Тогда были выкуплены близлежащие участки и достроены дополнительные корпуса. Строительством занимался все тот же Растрелли. Но Елизавета Петровна не ограничилась одними лишь пристройками и решила увеличить высоту существующего здания, итальянский архитектор занялся переделкой проекта, но вскоре пришел к выводу, что надстраивать здание не следует, вместо того, он предложил построить новый дворец в другом месте. Четвертый Зимний дворец был возведен в 1755 г. недалеко от пересечения Невского проспекта и Мойки, однако просуществовал недолго – до 1762 г. Пятый по счету Зимний дворец, существующий в настоящее время, строился с 1754 по 1762 гг. все тем же Растрелли. По замыслу императрицы дворец должен был прославлять Российскую империю, им должна городиться вся страна. При строительстве трудились лучшие мастера со всей России. Однако поселиться в этой роскошной резиденции Елизавете не пришлось, она не дожила до окончания строительства. В 1762 г. была закончена отделка фасадов – работу принимал Петр III. Однако нужна была внутренняя отделка помещений, которая уже велась при Екатерине II. Императрица отстранила от работы Растрелли, его место занял Бецкой.

Императрица Екатерина II стала первым жителем нового Зимнего дворца, она приказала устроить себе покои в юго-западной части. Тогда же был создан великолепный Георгиевский зал, украшенный мраморными колоннами, здесь располагался золотой трон. Рядом был устроен зал для ожидания – Белый зал. Неподалеку располагались столовая и Светлый кабинет. Во времена правления Екатерины II был устроен зимний сад, в котором росли различные экзотические деревья, а также так называемая Романовская галерея, отличающаяся особой роскошью, здесь висели портреты всех монархов рода Романовых. Стоит также отметить знаменитую Иорданскую лестницу. Ранее она называлась Посольской, а свое современное название получила в XIX в. в честь церемонии Крестного хода, которая двигалась по лестнице к Неве во время празднования Крещения. Отделка помещений продолжалась и при следующих правителях. Например, при Николае I была создана грандиозная галерея, которую назвали Военная галерея 1812 г. Она прославляла победу России над Наполеоновской армией. Здесь было вывешено огромное количество портретов русских генералов, написанных специально для галереи. А в 1828 г. в обустройстве интерьеров Зимнего дворца принял участие прославленный архитектор Исаакиевского собора О. Р. Монферран. Он создает два великолепных парадных зала Фельдмаршальский и Петровский. В 1837 г. в помещениях дворца случился страшный пожар, огонь остановить не удалось, здание полыхало 2 дня. Причиной пожара послужило печное отопление, что случалось достаточно часто в те времена. В первую очередь огонь уничтожил два зала, созданных Монферраном, пламя распространялось по стенам, которые были украшены резным деревом. Из дворца выносили все, что можно было спасти: посуду, ковры, мебель, книги и прочее, все складывалось прямо на Дворцовую площадь. Здание выгорело практически полностью, внутренняя отделка была уничтожена. Вскоре начались грандиозные восстановительные работы небывалой сложности, которые длились с 1838 по 1839 гг. Работами руководили два выдающихся русских архитектора – В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Им пришлось реставрировать помещения, созданные гениальными предшественниками, при этом они стремились кое-что доработать и внести что-то свое. При восстановительных работах были применены некоторые новшества – различные металлические конструкции (фермы, балки и др.), новые системы отопления, водопровода. Залы Зимнего дворца были полностью восстановлены и сейчас представляют огромный исторические интерес для туристов, посетивших Санкт-Петербург, ведь в этих помещениях проходили все важнейшие государственные церемонии, приемы и балы и др.

Читайте также:  Где стоит реле зарядки на ваз 2110

В настоящее время Зимний дворец является главным здание музея Эрмитаж. Также уникальная коллекция произведений искусства выставлена и в прилегающих зданиях, все вместе они образуют грандиозный музейный комплекс. Сюда входят здания Зимнего дворца, Малого Эрмитажа, Старого Эрмитажа и Нового Эрмитажа. Можно также приписать Эрмитажный театр, созданный небезызвестным архитектором Дж. Кваренги. Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр соединяет арка-переход, располагающаяся над Зимней канавкой. Чтобы осмотреть всю коллекцию Эрмитажа Вам потребуются годы, поэтому лучше всего запланировать несколько посещений музея и осматривать его по частям. История Эрмитажа начинается в далеком 1764 г., тогда императрица Екатерина II, известная почитательница искусства, приобретает коллекцию из 255 картин кисти европейских художников. Эти произведения искусства хранились в удаленных помещениях дворца, которые стали называть Эрмитажем (от французского ermitage: 1) пустынь, скит 2) уединённое место 3) одинокий сельский домик). Впоследствии это название закрепилась за всем музеем, который в настоящее время вовсе не похож на «уединенное место», ведь здесь всегда множество туристов. Но вернемся к Екатерине II, императрица впоследствии неоднократно пополняла свою коллекцию, она приобретает целые партии картин в 1769 г., 1772 г., 1779 г. После смерти императрицы насчитывалось более 3 тысяч произведений искусства. При правлении следующих монархов коллекция также пополнялась. Николай I решил сделать Эрмитаж публичным музеем, в 1852 г. он был открыт для посетителей (тогда музей располагался не в Зимнем дворце, а в остальных помещениях). После революции экспонаты Эрмитажа пополняются за счет национализированных частных коллекций. В те времена производилось перераспределение культурных ценностей между музеями Санкт-Петербурга и Москвы, вследствие чего Эрмитаж приобрел что-то новое, и наоборот, часть экспонатов была передана музеям Москвы. Во время Великой Отечественной войны большинство экспонатов было эвакуировано за Урал. Сейчас Эрмитаж является одним из крупнейших музеев в мире такого рода. Здесь собрана огромная и разнообразная коллекция, представлены различные культуры и эпохи. Среди экспонатов есть работы таких знаменитых мастеров как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рембрант, Рубенс, Ренуар, Мане, Ван Гог, Гоген и др.

Зимний дворец принадлежит к шедеврам елизаветинского барокко и наряду с постройками дворцов Строгонова, Воронцова, Аничкова и Смольного монастыря является главной содержательной достопримечательностью Северной столицы. Все эти архитектурные ансамбли создавались в 18 веке специально выписанным из-за границы зодчим Растрелли, однако именно Зимний является художественной «визиткой» этого художника.

Дворец возводился, как пишут современники, «не подрядом, а нарядом», в помощниках у графа Растрелли было только два лица «архитектургии гезеля» — это Федор Шанин и его ученик Николай Васильев. Впрочем, нынешний Зимний — это уже 4 (по другому счету – 6) «наследник» в истории императорских резиденций столицы.

Музеи Эрмитажа за копейки

Мало кто знает, но посетить все музеи Эрмитажа и просмотреть все коллекции можно по единому билету музея. Новый билет с правом посещения всех филиалов на два дня стоит всего 1000 рублей.

Что можно посмотреть:

1) Главный музейный комплекс

Главный музейный комплекс Эрмитажа включает в себя несколько зданий — Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Большой Эрмитаж и здание Эрмитажного театра — всего более чем 350 залов, наполненных произведениями искусства разных эпох и направлений.

Место: Дворцовая площадь, 2.

2) Главный штаб

Восточное крыло с 1993 года принадлежит Государственному Эрмитажу. Построенное в первой половине XIX века здание Главного штаба в разное время служило центром для Военного министерства, Министерства иностранных дел и Министерства финансов. Впрочем, западное крыло и сейчас занимает командование Западного военного округа России.

Место: Дворцовая площадь, 6/8.

3) Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I находится в здании Эрмитажного театра. Попасть сюда можно только через отдельный вход со стороны Дворцовой набережной, кассы расположены там же.

Место: Дворцовая набережная, 32.

4) Дворец Меншикова

Построили его к 1714 году, но отделочные работы продлились аж до 1727 года. Над строительством работали известные европейские мастера: Франческо Фонтана, Доменико Трезини, Готфрид Шедель, Карло Растрелли и другие. Дворец выполнял административную функцию и служил резиденцией правой руки Петра. В советские годы здесь находилось Военно-политическое училище, а под закат советской власти Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа, в котором располагается экспозиция истории России петровского времени.

Место: Университетская набережная, 15.

5) Музей Императорского фарфорового завода

Музей Императорского фарфорового завода — это уникальное место, где история России отображена через фарфор: около 30 тысяч уникальнейших экспонатов, собиравшихся на протяжении двух с половиной веков.

Место: Пр. Обуховской Обороны, 151.

Из истории петербургских «зимних дворцов»

Постройка одного из первых строений царского Зимнего дворца приходится по времени на царствование Анны Иоанновны. Тогда августейшая резиденция представляла собой по форме неправильный квадрат (65м. по длине на 50м. по ширине) высотой в 4 этажа, который находился на месте дома графа Апраксина и перешёл к царской фамилии по завещанию умершего вельможи.

Им владел Петр II.

Готовясь вернуться в Петербург после своего коронования, императрица Анна годом ранее приказывает достроить этот дом, добавив к имеющимся в нём постройкам ещё и церковь, покои и прочее.

Все это поручается ведущему тогда царскому зодчему Трезини, который выполняет указ за 7 месяцев, и резиденция становится готовой к приему августейшей монархини еще осенью. Однако Анна Иоанновна ждет зимы, чтоб добраться до нового дворца по снегу, так называемым зимним путем.

Снег выпадает в январе, и весь царский двор за трое суток добирается из Москвы на невские берега. Ступив на порог перестроенного дома, императрица утверждает его главным дворцом новой русской столицы.

Читайте также:  Как определить страну изготовления шин

Однако эти палаты Апраксина, даже будучи перестроенными, не могли соответствовать царским запросам. Историки пишут, что это здание не имело к тому же ни одного приличного зала для размещения царского трона, не говоря о должном антураже для приёма иностранных гостей.

Так появляется задача возведения нового Зимнего дворца, первый камень которого закладывают в 1732 году 27 мая, а уже в 1737 году в городе появляется ещё одна царская резиденция, но сооружаться она будет уже для новой владелицы русского престола – Елизаветы Петровны. К слову, для возведения дворца привлекают всю имеющуюся в столице рабочую силу, забирая мастеров даже со строительства Александро-Невского монастыря.

Этот «новый» Зимний уже имеет специальный тронный зал, церковь и 70 покоев разной площади. В нем также размещён и театр. Дворец по-прежнему поначалу перекрыт гонтом, но затем крыша заново покрывается железом. Разобранный гонт императрица передает в дар казармам Измайловского полка. Интересно, что для обогрева новых покоев задействуют целых 90 печей! Современники пишут, что новый Зимний был очень хорош внешне – он имел два главных подъезда (с Невы и со двора), три балкона (на Неву, на Адмиралтейство и на луг), парадные лестницы в нем были белокаменные, а сами подъезды украшались точеными балясами и имели поручни ручной работы. Окон в Зимнем было 407:

111- нижний этаж;
180 – средний;
116 — верхний.

Дверей имелось 130 штук, все они были из дуба.

Внутреннее убранство также было великолепным.

Тем не менее, здание и интерьеры все равно постоянно «модернизируют», зодчий Растрелли работает над обустройством придворного театра императрицы и иных сооружений.

Однако опять-таки все пристройки или переделки старых покоев снова не удовлетворяют императрицу, они не обеспечивают всех необходимых двору удобств. К тому же этот Зимний имел странное и весьма непривлекательное соседство: одна его сторона примыкала к палатам Рагузинских, которые имели ветхий вид, а панорама от ворот дворца и вовсе была недостойной императорских покоев. Так, там сгрудились деревянные постройки, конюшни, какие-то сараи, да и вся местность была грязной и слишком пестрой.

Поэтому Елизавета приходит к решению о сооружении ещё одного Зимнего, который будет статусно соответствовать российской монархии.

И в 1754 году этот дворец был заложен. Императрица возжелала жить пока что в Летнем доме, а новый дворец возводить на пустом месте от бывшего Гостиного двора, что у Полицейского моста.

Нева заполнилась барками, а вся местность от нового дворца до Мойки – рабочими палатками-шалашами. Работа шла очень медленно, строителей не смогли расселить в нормальные помещения (они жили в землянках или шалашах), лучших специалистов с трудом «пристроили» в казенных домах. К тому же, работы несколько раз останавливались из-за недофинансирования. Известно, что бюджет предусматривал до 120 тыс. в год, а отпускалось то 70 тыс., то 40 тыс. руб. Растрелли от таких ситуаций даже заболел, и все отчеты вместо него пришлось подписывать другому великому зодчему Питера – Фельтену.

Тем не менее, к положенному сроку (осень 1761) черновой вариант Зимнего был готов.

Елизавета желает лично обозреть сооружение и приказывает Растрелли подготовить место для подъезда её экипажа и подъемный стул для себя. Визит императрицы проходит на Святой неделе, Елизавета остается всем довольна и желает скорейшего завершения постройки. Растрелли просит её лишь о правильном и своевременном отпуске денег и обещает закончить в срок (сентябрь 1762). Но, как мы знаем, Елизавета Петровна оказалась лишенной удовольствия принять Зимний дворец во всей его красе в свое владение, в декабре 1761 года государыня умирает.

Первым новосёлом дворца становится елизаветинский наследник Петр III, который поселяется там в апреле перед Пасхой. Зимний ещё не готов полностью, отделка дворца не завершена, а вся площадь перед ним завалена строительным мусором и заставлена сараями, шалашами и проч. Причем, все это необычайно затрудняет сам подъезд ко дворцу. Выход находит генерал-аншеф Корф, тогдашний генерал-полицмейстер столицы. Он предлагает отдать всё это даром народу. Приказ царя был мгновенен. Еще быстрее оказалась реакция на него. За пару часов на площадь прибежала тьма горожан, которые разобрали весь хлам и рухлядь по личным нуждам. Историки говорят, что император почти не отрывался от окна, глядя на это «презабавное» зрелище. К вечеру вся площадь была расчищена, причем даже на мусор и щебень нашлись свои желающие.

Официально царская семья переезжает в Зимний в Великую Субботу, тогда же освящается и придворный храм.

Этот переезд не ознаменовал собой полного окончания работ, еще поправлялась крыша, потолки, велась отделка, затем был устроен висячий сад и манеж. Известно, что завершением этих работ руководила уже Екатерина Алексеевна. По сводкам расход на отделку дворца тогда составил в итоге (на 1768 год) – 2, 622 млн. руб.

В 1767 году было начато строительство пристройки к Зимнему, которую императрица назвала Эрмитажем.

В судьбе этого главного здания царской России было еще много событий. Одно из них следует упомянуть обязательно. Это пожар 1838 года, который существенно разрушил Зимний, когда дворец горел 30 часов кряду.

Архитектурное совершенство зодчего Растрелли.
Мы уже отмечали, что данное сооружение имеет статус шедевра русского зодчества и является апофеозом растреллиевского барокко.

Зимний – это доминанта центральной части столицы, которая задумана как символ величия империи.

Здание решено в виде большого прямоугольного блока, который имеет:
— Обширный крестообразный внутренний двор;
— Крупные угловые выступы.

Зимний рассчитан на восприятие со всех сторон, причём как на дальних, так и на близких расстояниях.

Его фасады имеют длинную протяженность, отсюда зодчим принято решение сильной пластики членения дворца и её больших объемов. Этим же оправдываются массивные ризалиты и могучий рельеф ордера. Кроме этого, фасады имеют двухъярусное членение, которое обработано трехчетвертными колоннами – удлиненными вверху и короткими внизу.

Интересно, что два парадных фасада Зимнего имеют разное воплощение.

Фасад, который выходит на Неву – северный, имеет заглубленную среднюю часть и широкие ризолиты по бокам, что оформлены непрерывными колоннадами.

Фасад на площадь (южный) – отличается динамикой и экспрессией ритма форм. Его центр немного выступает вперед, по его сторонам прослеживаются то выступающие, то западающие фасадные части. Рисунок расположение колонн неодинаков, эти элементы то собраны вместе, то будто «разбросаны» по всей длине здания. Также фасад имеет тройную прорезь для проезда во двор.

Фасады располагают к тому же удивительным оформлением окон. Все проемы имеют 12 типов окон, которые, в свою очередь, имеют 22 варианта своего обрамления.

Принцип декора Зимнего – это нарастание элементов снизу вверх.

Тем не менее, для плана самого дворца характерна строгая и четкая структура — он исключительно прямоугольный и не имеет никаких барочных закруглений.

Интересно, что великий Растрелли не смог закончить задуманное, отделка дворца завершалась без него. Екатерина Вторая дала талантливому зодчему полную отставку.

Позже помещения дворца перестраивались:
1760-90гг. – под «классицизм» архитекторами Фельтеном, Ринальди, Кваренги, Валлен-Деламотом.
1820-30гг. – под «ампир» — Росси и Монферан.

После пожара восстановление проводили Брюллов (эклектика) и Стасов. Тогда же в нем появляются металлические перекрытия конструкций, которые не горят.

В ноябре 1917 Зимний дворец становится частью государственного Эрмитажа.